ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈:

≈.ё. ‘ирсов (—ѕб√”)
јрм€не в —ебежском районе ѕсковской области.

ј.¬. √адло, Ќ.¬. ”шаков, ≈.ё. ‘ирсов (—ѕб√”, ћјЁ)
ќпыт видеофиксации современной этнокультурной реальности
в —еверо-«ападной деревне.

ќ. ≈горенко (—основоборска€ средн€€ школа,
—ебежский р-н ѕсковской обл.)

Ќекоторые особенности жизни и быта жителей √лембочинской волости
—ебежского района (по материалам этнографических опросов).

≈.ё. √ул€ева (—ѕб√”)
“радиционна€ система хоз€йствовани€ и еЄ изменени€ в ’’ веке (по материалам
полевых исследований в √лембочинской волости —ебежского района).

≈. »справникова (средн€€ школа є 1, г. ќстров)
–ыболовство и охота жителей √лембочинской волости —ебежского района
(по материалам опросов).

ћ.≈. √орбачева (—ѕб√”)
“радиционна€ одежда юга ѕсковской области и ее изменени€ в 20 - 40 гг. ’’ в.
(—ебежский район).

ќ.¬. ѕономаренко (—ѕб√”)
 алендарна€ обр€дность в —ебежском районе ѕсковской области.

Ћ.ј. Ћекарева, ≈.Ѕ.  узьмина, ≈. Ћаптева (ѕ√ѕ», ѕќ÷–ќЎ)
ќбр€д ѕасхи в —ебежском районе ѕсковской области
(по материалам экспедиции "»стоки" 2000 г.).

Ќ.ћ.  очукова (—ѕб√”)
ѕоминально-погребальный комплекс обр€дов у населени€
—ебежского района.

Ћ.ј. Ћекарева, Ћ.Ѕ.  узьмина, ќ. ‘омина (ѕ√ѕ», ѕќ÷–ќЎ)
Ќародные представлени€ о магии и колдовстве в —ебежском районе
ѕсковской области (по материалам экспедиции "»стоки" 2000 г.).

Ћ.ј. Ћекарева, “.Ѕ  узьмина., —. ‘ешкова (ѕ√ѕ», ѕќ÷–ќЎ)
“анцы —ебежского района ѕсковской области (по материалам
экспедиции "»стоки" 2000 г.).

≈.ё. ‘ирсов (—ѕб√”)
–ынок спиртного в контексте деревенского сообщества
√лембочинской волости .

Ќ.ћ. –оскош (—ѕб√”)
Ќародна€ педагогика сельского населени€ —ебежского района
ѕсковской области.



≈.ё. ‘ирсов (—ѕб√”)
јрм€не в —ебежском районе
ѕсковской области.


јрм€не по€вились на территории —ебежского р-на ѕсковской обл. недавно - первые поселенцы приехали в конце 1980-х годов. —ейчас в пределах района проживает 10 арм€нских семей.
÷ель проведенных исследований - оценить степень включенности арм€н-переселенцев в среду местного населени€ и вы€вить особенности адаптации их к местным услови€м.

јрм€не, проживающие сегодн€ на территории района, составл€ют две группы. ¬о-первых, это беженцы из районов межнациональных конфликтов (особенно после событий в —умгаите и в Ѕаку в конце 1980-х). ¬о-вторых, экономические мигранты из јрмении, переселение которых началось в 1993 г. и продолжаетс€ до насто€щего времени. Ёти группы различаютс€ по социальному составу, что обусловило различные типы адаптации их к местным услови€м.
ѕервые - азербайджанские арм€не (две пары родственных семей) - принадлежат к образованным сло€м общества (профессии до миграции: инженеры, служащий ћ¬ƒ, музыкант и пр.). ќни по€вились на территории района непосредственно после межнационального конфликта. —емьи первопоселенцев (одна сразу, друга€ через несколько лет, после разделени€ большой семьи) закрепились в деревне, воспользовавшись единственной возможностью получить жилье - работой на ферме в совхозе. Ќесмотр€ на относительно большой период проживани€ и отсутствие видимых конфликтов сохран€етс€ обособленность "деревенских" арм€н от окружающего населени€: отношени€ нормальные, но близости нет. ’от€ экономическое положение устойчиво и их статус в деревенском обществе достаточно высок, переселенцы не могут избираютс€ в местные органы управлени€, им труднее устроитьс€ на работу. ѕричины этого: другое социальное происхождение, друга€ психологи€, ина€ этническа€ принадлежность. ¬ той или иной степени это касаетс€ и адаптации детей мигрантов.

ќбосновавшись в деревне, одна из семей вызвала бежавших после бакинских событий в јрмению родственников и помогла им закрепитьс€ в городе —ебеже. ∆енщины этой пары родственных семей как в деревне, так и в городе нашли работу в смежных с основными специальност€ми област€х; мужчины устроились на работу на деревообрабатывающие предпри€ти€. ¬ажно отметить, что все попытки бакинских арм€н зан€тьс€ торговлей (челночный, водочный бизнес) неизменно заканчивались провалом. ѕо собственному признанию, проработав всю жизнь служащими, они не смогли освоитьс€ в новой сфере де€тельности.

—емьи мигрантов из јрмении начали по€вл€тьс€ на территории района непосредственно после обострени€ экономической обстановки в 1992-1993 гг., но в основном переселенцы прибыли в 1995-1998 гг. ¬ городе —ебеже проживают несколько родственных групп таких семей. ћногие мигранты из јрмении попадали сюда через Ѕелоруссию способом "лестницы": приехав с родины к родственникам или друзь€м (чаще всего с большим трудом собрав деньги на самую дешевую дорогу) и воспользовавшись их поддержкой, переселенцы затем продвигались дальше в поисках более удобного дл€ жизни места. ќбосновавшись, они вызывали к себе те семьи, которые им оказывали поддержку в первое врем€ после их приезда из јрмении. ќтличительные черты их социальной адаптации:

1) «ан€тость либо в реальном секторе экономики (ремонт обуви, строительство и пр.), либо в торговом бизнесе (скупка-продажа м€са, вещей и пр.). ” этой группы арм€н, в отличие от первой, женщины не работают.
2) ѕочти полное отсутствие контактов с местным населением (этнический, €зыковый, социально-экономический барьеры), которое компенсируетс€ интенсивностью внутриэтнических св€зей в виде психологической и экономической (беспроцентное кредитование, а иногда и безвозмездна€ помощь) поддержки - как в среде местных арм€н, так и с родственниками и знакомыми, посто€нно проживающими в –‘. ќтметим, что подобные отношени€ в среде бакинских арм€н играют меньшую роль: бежавшие из јзербайджана родственники порой не знают ничего друг о друге.
3) Ётот тип переселенцев не потер€л св€зей с јрменией. ќни сохран€ют родной €зык как средство общени€ внутри семьи и вне ее. ¬ их среде в отличие от среды бакинских арм€н, которым возвращатьс€ не к кому и некуда, сильны ремиграционные настроени€. Ѕакинские арм€не часто жалуютс€ на пренебрежительное отношение к себе со стороны мигрантов из јрмении из-за слабого знани€ €зыка и отсутствие таких настроений.
4) ѕроблему жиль€ большинство арм€н-переселенцев решили, обжив нежилые кирпичные городские постройки, предназначенные под снос. “ак как эти дома расположены р€дом, в г. —ебеже образовалась цела€ "арм€нска€ слобода".

¬ажнейшими источниками дл€ данного полевого исследовани€ €вились семейные фотографии постмиграционного периода. “олько пользу€сь этими фотографи€ми, в которых отобразилась как обыденна€, так и празднична€ жизнь, удалось вы€вить реальную степень социальной адаптации арм€н-переселенцев к новым услови€м. “ак, несмотр€ на за€влени€ информантов о широких межэтнических контактах с окружающим местным населением, в толстых фотоальбомах едва ли найдешь 3-4 русских лица. «ато по семейным фотографи€м можно проследить территориальный размах и интенсивность дружеских и родственных св€зей - новых или восстановленных после миграции.

ѕо фотографи€м удаетс€ проследить и степень трансформации быта информантов в новых услови€х. ѕо фотографи€м также видно, что в той или иной степени сохран€€ этнические традиции в праздновании важнейших событий (свадьба, крещение и пр.), арм€не при этом посещают русскую церковь в —ебеже, не вид€ в этом никакого отхода от правил.

“аким образом, осевшие на территории —ебежского р-на арм€не с трудом инкорпорируютс€ в окружающее общество, сохран€€ €зык, особенности быта и самосознание; важными остаютс€ внутриэтнические отношени€. Ѕакинские арм€не, установив более близкие отношени€ с местным населением, заметно проигрывают мигрантам из јрмении в уровне доходов.



ј.¬. √адло, Ќ.¬. ”шаков, ≈.ё. ‘ирсов (—ѕб√”, ћјЁ)
ќпыт видеофиксации современной
этнокультурной реальности
в —еверо-«ападной деревне.


ћатериалом дл€ сообщени€ послужили видеосюжеты, отсн€тые одним из авторов (‘ирсовым ≈.ё.) во врем€ полевых исследований в √лембочинской вол. —ебежского р-на ѕсковской обл.
÷ель сообщени€:
1) охарактеризовать тематику отсн€тых видеосюжетов;
2) обосновать способ их фиксации в полевом дневнике.

ќбычно при сборе полевого материала этнографы получают информацию, основой которой €вл€етс€ пам€ть информанта. ѕри изучении современной этнокультурной ситуации, этнограф может не ограничиватьс€ этим источником, но также примен€ть методы непосредственной аудио- видеофиксации изучаемого этнокультурного пол€.
¬идеоматериал более объективно фиксирует современное состо€ние этнической культуры. ƒаже сюжет, направленный на фиксацию традиционного €влени€, отображает не столько его архаику, сколько его бытование в современной этносоциальной среде. Ёта позици€ представл€етс€ сегодн€ очевидной и не нуждаетс€ в особом обосновании. ѕредметом обсуждени€ сегодн€ €вл€етс€ методика применени€ видеоаппаратуры дл€ фиксации этнографической реальности, а также методика прочтени€ информации, зафиксированной на видеоносителе.

–азумеетс€, этнографические кино- и видеоматериалы давно собирались в экспедици€х, но делали это профессионалы кино- и видеосъемки. — технической точки зрени€ качество этих материалов обычно достаточно высокое. Ќо с точки зрени€ содержани€ эти материалы чаще всего не адекватны научным задачам из-за некомпетентности авторов в сфере этнографической науки. ѕоэтому очень важно, чтобы сам этнограф мог пользоватьс€ видеокамерой и фиксировать важную дл€ разрабатываемой им темы информацию, дела€ это с той же легкостью, с какой этнографы пользуютс€ сегодн€ фотоаппаратом и диктофоном. јнализируемые видеоматериалы €вл€ютс€ опытом видеофиксаии этнографической реальности самим этнографом.

ѕеречень основных отсн€тых видеосюжетов и кратка€ аннотаци€ к ним (общий объем видеоматериала - 4 часа):
1. –епетици€ праздника »вана  упалы и сам праздник в клубе √лембочинской вол. (д. √лембочино —ебежского р-на). ѕользу€сь полевыми дневниковыми запис€ми можно составить представление о структуре праздника, главных действующих лицах - организаторах культурно-массовых меропри€тий в современной псковской деревне, его участниках. ¬идеоматериал передает также степень сохранности представлени€ о том, как должен отмечатьс€ этот праздник, отношение к нему включенных в игру жителей деревни. ¬ видеосюжете это не реплика отжившей традиции, а факт современной этнической культуры, переживающей этап поиска св€зей с традицией после многих дес€тилетий ее отрицани€.
2. ѕроцесс окучивани€ картофел€ на лошади. «афиксирован сельскохоз€йственный инвентарь, функционирующий в современных полевых работах. —южет хорошо дополн€ет полевые записи, касающиес€ современной деревенской экономики.
3. ¬идеозарисовка д.  омары.  амера движетс€ по деревне, типичной дл€ района исследовани€, и создает таким образом полную и объективную этнографически достоверную зарисовку, котора€ может быть источником дл€ самых различных тематических разработок (план деревни, планы усадеб, типы жилых и хоз€йственных построек, строительна€ техника и т.п.).
4. —южет "–абота ткацкого станка". ѕодробно фиксируетс€ технологический процесс, практически полностью забытый населением юга ѕсковщины. Ёто по сути уникальна€ иллюстраци€ к теме умирани€ домашних промыслов в услови€х современного наступлени€ стандартизированной промышленной продукции в среде материальной культуры.
5. »нтерьеры современных деревенских домов с комментари€ми жителей. —южет, обычно слабо представленный в дневниковых запис€х, но исключительно важный дл€ характеристики современной этнокультурной ситуации, так как он констатирует наиболее интимный пласт культуры - пространство внутри жилища, непосредственно взаимодействующую с человеком бытовую среду.
6. –ассказы детей: современный детский фольклор, игры.
7. ‘отографии свадьбы с комментари€ми и по€снени€ми информанта. Ётот сюжет, несмотр€ на его значительную информативность, показал, что беседа при включенной видеокамере не всегда комфортна дл€ информанта: его ответы на поставленные вопросы менее конкретны и искренни, чем в случае обычного интервью.

 ак показывает обзор отсн€тых сюжетов,
1) видеосъемка дает возможность уловить €влени€, практически не поддающиес€ вербальному методу фиксации (отношение участников обр€да, неполнота процеса работы на ткацком станке и др.);
2) р€д видеосюжетов может быть через некоторое врем€ очень ценным и точным источником (например, интерьеры домов или застройка вымирающих деревень);
3) особое значение видеосъемка имеет там, где нужно зафиксировать именно процесс (например, работа на ткацком станке, вспашка огорода).

ѕрименение видеоаппаратуры однако не отмен€ет обычной вербальной формы фиксации материала, хот€ и предъ€вл€ет к ее методике новые требовани€. ¬озможно целесообразна организаци€ работы этнографа-видеооператора в паре с ассистентом, ведщим учет и анализ отсн€того материала.



ќ. ≈горенко (—основоборска€ средн€€ школа,
—ебежский р-н ѕсковской обл.)

Ќекоторые особенности жизни и
быта жителей √лембочинской волости
—ебежского района ѕсковской области
(по материалам этнографических опросов).


Ётнографическа€ секци€ экспедиции "»стоки-2000", организованной ѕсковским областным центром развити€ одаренных школьников, летом 2000 г. изучала жизнь и быт населени€ √лембочинской вол. —ебежского р-на.
÷ель исследовани€ - сбор этнографической информации по —ебежскому краю дл€ историко-этнографического атласа ѕсковской области.
ѕредмет исследовани€ - истори€ населенных пунктов, хоз€йственна€ де€тельность, материальна€, духовна€ и социальна€ культура коренного населени€.

Ќа территории √лембочинской вол. находитс€ 39 деревень, в состав которых входит 432 двора. ¬се население волости - 972 человека. 10 деревень вообще не имеют местных жителей (по официальным данным - 9). —амые крупные населенные пункты √лембочинской вол.: волостной центр √лембочино, имеющий 126 дворов, в которых проживает 332 человека; д. »лово, в которой находитс€ 51 двор и проживает 140 местных жителей; д.  апустино, где находитс€ 44 двора и проживает 109 местных жителей; д. ƒворище - 23 двора и 41 местный житель.

¬ ходе экспедиции обследовано 8 населенных пунктов, информаци€ этнографического характера была получена от 10 человек.
»сследование проводилось с использованием "ѕрограммы сбора материалов по этнографии населени€ ѕсковской области" (составитель ј.¬. √адло. ѕсков, 1996 г.) и специальных опросников, разработанных сотрудниками кафедры этнографии и антропологии —анкт-ѕетербургского государственного университета, кабинета истории и права ѕсковского областного института повышени€ квалификации работников образовани€, –€занского областного научно-методического центра народного творчества и др.

ћетоды исследовани€: изучение научной и научно-попул€рной литературы по теме; составление и апробаци€ анкет дл€ проведени€ опросов; работа с информантами; фиксирование предметов быта; анализ и обработка полученных данных. Ќова€ информаци€ была получена по истории названи€ некоторых деревень √лембочинской вол., в том числе ее центра. ќдна св€зана с названием волостного центра √лембочино.
Ћегенда св€зывает его с помещиком-пол€ком, чьей собственностью деревн€ была в ’I’ в. ¬ этой деревне находитс€ стара€ усадьба, с которой и соедин€етс€ сюжет легенды. Ќазвание деревни производ€т от имени сына ее владельца - √лемб, который €кобы утонул в озере √лубоком, на берегу которого находитс€ деревн€.
¬тора€ легенда св€зана с названием деревни —теймаки-2, или —теймаки-двор (как называют ее местные жители). ≈го производ€т от имени владельца земли - —теймак. ¬ той части деревни, что называетс€ "двор", находилс€ дом владельца. ѕоэтому деревн€ носит название —теймаки.

Ќовые материалы были получены о пище себежан.
ќсновой питани€ в —ебежском крае был и остаетс€ хлеб. »нформанты сообщили, что до войны часто употребл€ли особый домашний хлеб. ƒл€ его изготовлени€ использовали сырую картошку, которую с небольшим количеством муки готовили с вечера дл€ закваски; и замешивали в специальной кадушке. ”тром в нее добавл€ли муку, соль и тесто выкладывали на дерев€нную лопату, выстеленную капустными или кленовыми листь€ми. “акже готовили еще одно, теперь мало употребл€емое блюдо, которое называетс€ комы. ƒл€ приготовлени€ этого блюда брали тертую картошку, муку и грибы. —начала отваривали грибы, замешивали тесто из тертой картошки и муки. «атем делали из теста небольшие шарики с €мкой, в которую клали грибы. ѕотом шарики бросали в кип€щую воду и варили. ќбычно такое блюдо готовили на завтрак. ¬о многих деревн€х в праздничные дни готовились килики. Ёто блюдо также теперь малоизвестно. ¬сего опрос по теме "ѕища" позволил вы€вить 8 теперь мало употребл€емых блюд. ¬се они могут быть сопоставлены с белорусской культурой питани€.

Ётнографическа€ исследовательска€ группа прин€ла участие в проведении праздника »вана  упалы (здесь его еще называют ÷ветной »ван) в д. √лембочино. »з всей системы обр€дов сегодн€ сохранились только те, которые больше св€заны с культом огн€: перепрыгивание через костер, сжигание чучела. ќбр€ды, св€занные с водой, совершенно забыты. ¬ ходе праздновани€ удалось наблюдать и записать не отмеченную исследовател€ми игру.

Ќародна€ пам€ть сохранила и другие факты традиционной бытовой культуры √лембочинской вол.: технологию обработки кожи, изготовление снастей дл€ ловли рыбы, строительные навыки и т.д.



≈.ё. √ул€ева (—ѕб√”)
“радиционна€ система хоз€йствовани€
и еЄ изменени€ в ’’ веке (по материалам
полевых исследований в √лембочинской
волости —ебежского района ѕсковской области).


’арактер хоз€йствовани€ в —ебежском р-не ѕсковской обл. во многом определ€лс€ особенност€ми ландшафта. “ерритори€ района неудобна в сельскохоз€йственном отношении (здесь распространены слабовсхолмленные и волнистые равнины с песчаными и слабоподзолистыми почвами), но богата запасами древесины, промысловых животных, птиц, €год, грибов. ¬ многочисленных озЄрах района много рыбы. Ёти природные факторы способствовали развитию лесных промыслов и рыболовства и затрудн€ли зан€тие земледелием и животноводством.

ќрганизационные формы ведени€ сельского хоз€йства.
—ебежский район - это сама€ юго-западна€ часть ѕсковской области. Ѕольшинство земель в начале ’’ в. принадлежало помещикам (панам). ¬ 10-е - 20-е годы стали по€вл€тьс€ хутора, которые прекратили своЄ существование с началом коллективизации. ѕервые колхозы объедин€ли 3-5 деревень, в 40-е - 70-е годы происходило неоднократное укрупнение колхозов. ¬ период немецкой оккупации колхозные земли были распределены между дворохоз€йствами. ѕосле войны в период восстановлени€ хоз€йства остро отсутствие техники. “ехника по€вилась в колхозах по€вились в 50-х годах - комбайны, се€лки, молотилки. ¬ 70-е годы организовались совхозы, которые в 90-е годы прекратили своЄ существование. ѕосле совхозов какое-то врем€ были товарищества, сейчас их тоже нет. ¬ насто€щее врем€ большинство земель не обрабатываетс€.

«емледелие.
ќсновными сельскохоз€йственными культурами были пшеница, рожь, €чмень, лЄн, бобовые, картофель. ѕримен€лс€ сложный севооборот. ѕосле посева пшеницы, ржи или €чмен€ сажали картошку (дл€ того чтобы картошка была лучше, еЄ сажали также после бобовых), после картошки се€ли €ровые зерновые культуры. „тобы почва восстановилась, землю оставл€ли под пар. ѕосле пара се€ли озимые зерновые. Ќекоторые хоз€йства из-за недостатка земли поле под пар не оставл€ли, но подсевали тимофеевку или клевер, особенно если поле готовили под лЄн, после льна се€ли озимые. “радиционно землю обрабатывали сохой или дерев€нным плугом, в 50-е гг. начали примен€ть технику. —ейчас на своих участках население обрабатывает землю фабричным железным плугом, т€гловой силой служит лошадь.

Ћьноводство.
ƒо образовани€ колхозов лЄн выращивали в кресть€нских хоз€йствах, при колхозах льноводство приносило значительный доход. ¬о врем€ и сразу после войны население выращивало лЄн исключительно дл€ своих нужд. ѕосле войны лЄн продолжали се€ть, но площадь посева постепенно сокращалась. —ейчас лЄн вообще не выращивают. ∆ивотноводство. ∆ивотноводство было неотъемлемой частью комплексного хоз€йства, на прот€жение всего ’’ в. ситуаци€ практически не мен€лась - 1-2 коровы и лошадь на несколько хоз€йств. Ѕольших стад не было, поэтому пастуха не нанимали, и скот пасли по очереди.

–ыболовство.
ќзЄра в начале века принадлежали панам, поэтому рыбной ловлей можно было заниматьс€ только с их разрешени€. „аще всего существовали небольшие артели, отдававшие половину улова пану в счЄт ренты. ѕотом были созданы колхозные артели. —ейчас рыболовство €вл€етс€ дл€ местного населени€ одним из наиболее прибыльных зан€тий.

ќхота.
«ан€тие охотой всегда было существенно дл€ жителей этого района. ¬ советский период существовала система лицензий. — перестройкой контроль за лесным хоз€йством был ослаблен, по€вилось много браконьеров, в св€зи с этим животных стало меньше, поэтому в насто€щее врем€ большее значение имеет рыболовство, произошла переориентаци€.

Ћесные промыслы.
Ќа прот€жении всего ’’ в. посто€нно велась разработка леса, продолжающа€с€ и до насто€щего времени. —уществовало лесничество, работа в котором населением считалась более престижной, чем в колхозе; оплата труда там была посто€нной и боле высокой.

—адоводство.
¬ первой трети ’’ в. практически в каждом хоз€йстве были сады, но после зимы 1939 года многие деревь€ вымерзли. —ейчас большинство садов старые, новых практически нет, многие жители жалуютс€ на изменение климата, плодовые деревь€ плохо перенос€т зиму.

ѕодвод€ итог, следует сказать, что вследствие особенностей природно-климатических условий население изученной местности не могло развивать какую-то одну отрасль хоз€йственной де€тельности, здесь было целесообразным только комплексное хоз€йство, эффективно использующее все природные ресурсы.



≈. »справникова (средн€€ школа є 1, г. ќстров)
–ыболовство и охота жителей
√лембочинской волости —ебежского
района (по материалам опросов).


—ебежский р-н ѕсковской обл. иногда называют страной тыс€чи озер. ќхота и рыбна€ ловл€ в поозерье традиционно были важными составл€ющими хоз€йственной де€тельности себежан. ѕоэтому в процессе полевых исследований экспедиции "»стоки-2000" особо было обращено внимание на сбор сведений об оруди€х рыболовства и охоты и их изготовлении, технологии рыболовного и охотничьего промыслов, об использовании полученных в результате промысла продуктов и сырь€, о веровани€х, св€занных с рыболовством и охотой.

Ќаиболее репрезентативный материал, полученный в ходе опросов коренного населени€, характеризует традиционное и современное рыболовство. ѕо свидетельству информантов, в √лембочинской вол. рыбу ловили сет€ми: бродцами, запасами, водоками, кригами.  рига состо€ла из двух кольев, соединенных трем€ дугами из железа с нат€нутой между дугами сеткой.  ригой ловили рыбу втроем.  огда рыба заплывала внутрь, коль€ сдвигали. ѕри одиночном лове использовали оборцы (мелкую сетку).  рупные сети покупали, мелкие плели сами. ¬ некоторых местах дл€ получени€ нитей специально се€ли лен, использовали и коноплю.

Ћодки дл€ рыбной ловли изготавливали сами.  ак правило, лодки делали из ели, так как ель считаетс€ легким деревом. Ѕыли распространены как сшивные лодки, так и лодки-долбленки.
¬ √лембочинской вол. ловили всю рыбу разных пород, но особенно ценилась щука. ѕредпочитали крупную рыбу, ее называли насто€щей. ѕойманную рыбу сбывали в —ебеже или отправл€ли в соседние районы.

Ѕлюда, приготовленные из рыбы, составл€ли значительную часть пищи местного населени€. –ыбу употребл€ли отварной, жареной, фаршированной. ѕредпочитали отварную.

ќхота в √лембочинской вол. имела меньшее значение. ¬ основном охотились на тетеревов, на волков. ќсновным орудием охоты было ружье. —илки и другие приспособлени€, по сведени€м информантов, не примен€ли.

ќтношение населени€ к лицам, занимавшимс€ профессиональной охотой и рыболовством, было недоброжелательным, их считали лент€€ми, так как эти виды труда, по мнению кресть€н, требовали меньших затрат труда, чем земледелие.




ћ.≈. √орбачева (—ѕб√”)
“радиционна€ одежда юга ѕсковской
области и ее изменени€ в 20 - 40 гг.
’’ в. (—ебежский район).


“ерритори€ √лембочинской вол. —ебежского р-на €вл€етс€ частью белорусско-русского этнокультурного пограничь€, что отражаетс€, в частности, в традиционной одежде местного населени€.

ќсновными составл€ющими женского костюма была юбка и кофта. Ўерст€на€ юбка называлась сподницей. ёбки шились в 4-6 клиньев. ƒлинные юбки назывались польками. “акие юбки ткались на основе хлопчатобумажных ниток и потокались шерст€ными. “акже шились расклешенные юбки в 8-12 клиньев. ¬ деревн€х, близких к белорусской границе, была широко распространена юбка андарак. ѕод этим термином в обследованной местности подразумеваетс€ толста€ льн€на€ юбка, клетчата€ или полосата€, под которую надевали нижнюю юбку - поддевку. ѕо сведени€м информантов, богатые кресть€нки по праздникам в юбки вставл€ли дерев€нные обручи дл€ придани€ им большей пышности. — юбками (позже - с плать€ми) нередко носили передник с л€мкой вокруг шеи, который шилс€ с нагрудником и надевалс€ через голову.

 офта могла называтьс€ курткой или кафтаном. ¬ основном, шили ситцевые кофты с круглым вырезом, с узким рукавом, с застежкой сзади. ƒо войны модными считались покупные атласные и сатиновые кофты, что могли себе позволить богатые жители деревни.

¬ доколхозный период ткались кужельные плать€ (из кужели) - тонкого, хорошо выработанного полотна. ¬ деревн€х, близких к Ѕелоруссии, было известно платье кабат. ѕод этим термином подразумеваетс€ суконное платье с юбкой в складку до п€т.

— конца 20-х гг. более широкое распространение стала получать одежда, выполненна€ из покупной материи или фабричного производства. ¬ начале колхозного периода женщины под плать€ и юбки стали надевать штаны или панталоны, тогда как до этого носили только в€заные спицами шерст€ные или льн€ные чулки. — середины 30-х гг. женщины стали носить плать€ длиной по колено и немного выше, но мода на короткие плать€, по сведени€м информантов, перед самой войной исчезла.
∆енские рубахи уже в доколхозный период считались нижней одеждой. ќни шились немного ниже колена, с рукавами до локт€ или без них. “олько богатые на праздники носили вышитые рубахи с длинными рукавами и со сборками на груди.
ћужска€ нательна€ одежда была меньше подвержена изменени€м. –убахи шились из тонкого кужельного полотна. “радиционно вышивались воротник, планка и рукава. ѕозже праздничные рубахи стали обшиватьс€ атласными лентами. ѕо сведени€м информантов, выходные рубахи были шерст€ными и кроились с откладным воротником без карманов. ќбычные льн€ные рубахи могли быть с карманами. “радиционно рубаха подв€зывалась тканым по€сом (узел на боку), обычно по€са ткали на дощечках шириной в два пальца.
Ўтаны ткались из раднины, то есть из грубого полотна. ≈сли не было покупных пуговиц, то одежду застегивали на обшитые материей прутики, которые назывались пукольками.

¬ерхн€€ мужска€ одежда называлась кульком. Ўилась из грубого сукна длиной до бедер с маленьким отложным воротником.
∆енской одеждой была свита - недлинна€ суконна€ без воротника. »з фабричного сукна шили мужской ватник и женскую ватовку, обычно черного цвета с воротником из овчины. ¬ доколхозный период был распространен арм€к, который надевали в дорогу, и насов - также, как и арм€к, с капюшоном, но из льн€ной ткани. ѕолушубки и шубы из овчины носили только богатые, причем шкуры вырабатывали не сами, а мен€ли в городе на уже обработанные. ѕосле войны стали носить фуфайки и стеганки.

¬ качестве головного убора женщины носили обычно в€заные платки, которые зав€зывали под подбородком или на затылке, при этом иногда носили два платка одновременно. ¬ 30-х гг. в некоторых деревн€х носили белые в€заные береты. "ƒо колхозов" иногда носили ситцевые панамки. –аспространенным мужским головным убором были кепки - кожаные или тр€пичные. «имой носили меховые ушанки и кубанки - кожаный головной убор, обшитый бараньим мехом.

Ћапти как традиционный вид обуви продержались в обиходе до конца 40-х гг. Ћапти плели ивовые, липовые, вересовые, руками или с помощью крючка. »х одевали на онучи или порт€нки. Ћапти подплетались много раз. Ѕедные кресть€не носили их круглый год, сапоги или ботинки надева€ только на кирмаш (местное название €рмарки). Ѕедные не носили валенки, так как жалели шерсть.  ожаную обувь шил деревенский сапожник, закрепл€€ каблук березовыми шпильками. ’ромовые сапоги обычно привозили из Ћатвии. ѕосле войны стали носить резиновую обувь.

“аким образом, в период 20-40 гг. различимы три этапа модификации кресть€нского костюма: доколхозный, колхозный довоенный и послевоенный. ¬ военный период, в св€зи с отсутствием покупной одежды, наблюдалось возвращение к традиционным формам. ¬ы€влены различи€ в одежде у различных социальных групп деревни. ¬ некоторых элементах традиционного костюма про€вл€етс€ переходный в этнокультурном отношении характер исследованной территории.



ќ.¬. ѕономаренко (—ѕб√”)
 алендарна€ обр€дность
в —ебежском районе
ѕсковской области.


–абота экспедиции 2000 г. в —ебежском р-не ѕсковской обл. позволила вы€вить особенности праздничных традиций. ѕри изучении календарной обр€дности этого района следует учитывать пограничное расположение данной территории и тесные контакты русского и белорусского населени€. Ќеобходимо отметить тот факт, что в обследованном кусте деревень с 1920-х годов нет церкви, поэтому люди ориентируетс€ на усто€вшиес€ традиции праздновани€ церковных знаменательных дат и праздников.

Ќа –ождество готовили традиционное блюдо кишки. ѕо деревне с утра ходили христославцы, обычно это были женщины пожилого возраста. ¬ отличие от кол€довщиков христославцы ничего не требовали за исполнение песен, они просто желали добра и благополучи€.  ол€довать ходили вечером.  ол€довщики переодевались во все старое, лицо мазали сажей. ѕели кол€ду под окнами, об€зательно требовали угощение.

Ќа —в€тки устраивали попр€душки. —обирались парни и девушки в одной избе, девушки об€зательно пр€ли. ¬ечерами гадали о будущей судьбе. ¬ основном девушки загадывали увидеть суженого во сне, могли также в бане гадать: руку за окно выставл€ли - если волосата€ рука дотронетс€, то муж богатый будет, если гола€, то бедный.
¬ерили, что в  рещение на одну минуту вс€ вода в колодцах превращаетс€ в вино. ќсв€щенной водой кропили хату, хлева. √адали о будущем урожае: смотрели на звезды, если много звезд - будет много хлеба.
ћасленицу отмечали целую неделю, пекли блины, катались с гор по лед€нкам (специально дл€ этого праздника залитые водой горки) на сан€х. ’одили друг к другу в гости, з€ть€ ходили на блины к тещам (ходить в з€ти).
Ќа —ороки (9 марта) готовили 40 комов (блюдо из теста с начинкой) по числу 40 мученников. ќб€зательно надо было варить комы, потому что по-другому готов€т колдуны (жар€т и пекут). —читалось, что в этот день прилетают 40 птиц.
¬ Ѕлаговещенье запрещалось работать. √оворили, что птица гнезда не вьет, а кукушка свила и осталась без гнезда.
¬ „истый „етверг об€зательно мыли хату, старались избавитьс€ от вредных насекомых. ”тром, до восхода солнца девушки брали скорлупу от €йца, крошили ее в воду и ходили умыватьс€ на ручей (бегучую воду), чтобы лицо было чистое и волосы курчавые.
ќдним из наиболее любимых праздников была ѕасха. «аранее крашеные €йца катали с лотка, бились одним об другое. ѕожилые женщины ходили по деревне с песн€ми, в одной из которых перечисл€лись все праздники и давались указани€ относительно соответствующих им работ.
ѕервый выпас скотины осуществл€ли на ≈гори€ (6 ма€). ќб€зательно совершали обход стада с иконой. ¬ одной из деревень зафиксирован вариант: пастух ехал верхом на белом коне, три раза стрел€л в воздух.
«афиксирован обычай праздновани€ Ѕорисова дн€. —обирались все мужчины деревни, отправл€лись на кон€х в поле на всю ночь. ”страивали трапезу, готовили жареные €йца, пили водку.
Ќа “роицу ходили на кладбище, поминали усопших. ќб€зательное блюдо - куть€. ≈сть упоминание, что ее готовили пр€мо на кладбище.
¬ праздник »вана  упала по деревне ходила молодежь, пела »ванские песни. ”страивали большой костер. √адали - вставл€ли цветки богатки за матицу, если распуститс€ цветок на следующий день, то исполнитс€ желание.
ќтмечали яблочный —пас. ƒо этого дн€ нельз€ было есть €блоки. ќсобенно этот праздник не отмечали, только после этой даты начинали есть фрукты.

„ерты белорусского вли€ни€ можно увидеть в обычае по праздникам устраивать брыксы, так назывались шумные гул€ни€, участие в которых принимали люди зрелого возраста, а не молодежь.

¬ насто€щее врем€ во многом утрачены обычаи праздновани€ престольных праздников, что можно объ€снить тем, что в этой волости уже более семидес€ти лет нет церкви.   северу от районного центра у деревень сохран€ютс€ престольные праздники. ќтсутствие церкви в обследованной волости объ€сн€ет тот факт, что в последнее врем€ не происходит восстановлени€ церковных праздников в отличие от многих других местностей ѕсковской обл.



Ћ.ј. Ћекарева, ≈.Ѕ.  узьмина,
≈. Ћаптева (ѕ√ѕ», ѕќ÷–ќЎ)

ќбр€д ѕасхи в —ебежском
районе ѕсковской области
(по материалам экспедиции
"»стоки" 2000 г.).


ѕасха относитс€ к двунадес€тым праздникам, т.е. к 12 наиболее значительным религиозным праздникам православи€. »з всех церковных праздников ѕасха - самый известный и почитаемый. ¬ дд. ƒворище, Ћитвиново, «астаренье —ебежского р-на она €вл€етс€ главным праздником. —амо название праздника старослав€нское, произошедшее от греческого pascha, которое восходит к древнееврейскому pesach, в значении "жертва, агнец".

√отовитьс€ к ѕасхе начинали за неделю до праздника, в ¬ербное воскресенье. ¬ этот день было прин€то ломать распустившиес€ веточки вербы, нести их в церковь и там осв€щать (посв€щать). ќсв€щенную вербу приносили домой и ставили под иконой. ¬ —ебежском р-не сохранилс€ обр€д хлестать детей осв€щенной вербой с целью получени€ здоровь€. ќтмечен и обычай первый раз выгон€ть скотину в поле осв€щенной вербой, сохранившейс€ с ѕасхи, чтобы оградить ее от болезней ¬с€ недел€ от ¬ербного воскресень€ и до ѕасхи называлась —трастна€ недел€. ¬ —трастную неделю был самый строгий пост: должны были поститьс€ и дети, и старики.

„етверг перед ѕасхой - „истый четверг. ¬ этот день каждый должен был пройти обр€д очищени€ водой, отсюда и название этого дн€. ¬ некоторых деревн€х —ебежского р-на девушки протирали лица €ичной скорлупой и мылись водой из-под нее. ѕосле чистого четверга шла —трастна€, или ¬елика€, п€тница. ¬ п€тницу полагалс€ особенно строгий пост, когда не разрешалось есть вообще, т.е. утром в —трастную п€тницу все постившиес€ люди завтракали, а потом в течение всего дн€ до утра в субботу ничего не ели. ¬ этот день нельз€ было работать. Ќакануне ѕасхи в —трастную ночь все ходили в церковь молитьс€. ¬ечером топили печь в доме и готовили еду к празднику. ѕреобладали м€сные блюда. √отовили также пасху или кулич (куличик). ѕасхой в —ебежском р-не называют "пирог, приготовленный из дрожжевого теста".  расили €йца. ” себежан было прин€то, чтобы крестники шли к своим крестным и ждали, когда им вынесут €ичко. ¬ ѕасху крашеными €йцами кормили и скот, чтобы оградить его от болезней. ѕасхальные €йца было прин€то оставл€ть до “роицы, а в “роицу нести их на кладбище. ¬ ѕасху ходили в гости и дарили крашеные €йца друг другу, христосовались.

ќдной из традиций праздника был ритуальный обход домов группой людей, которые пели песни, слав€щие ’риста. “аких людей в —ебежском р-не называют христославы, исполнение песен называетс€ петь ’риста. —реди молодежи проходили игры с использованием крашеных €иц. ќдна из пасхальных игр называлась идти на бойца, в бойца, бить €йца ("мужыки гатовили на ѕасху €йца: наском кверху адин, другой - внис, наском набились, пириварачываиш - пушкай). «аписана еще одна игра, котора€ называетс€ катать €йца (катали €ички, ставили доску, €ичка скотица, если €йцо ударицца о другой, забираить"). ¬спомогательным предметом этой игры служила дощечка, по которой катились €йца в лунку. ≈е называли скат, лоток. «аканчивались пасхальные дни –адуницей. ≈е отмечали в первый вторник после ѕасхи. –адуница - поминальный день. ¬ этот день ходили на кладбище и поминали усопших. Ќедел€ после ѕасхи тоже считалась праздничной, ее называли —в€та€ недел€.
Ёто были поминальные дни, св€занные с культом усопших.

—обранные материалы, хот€ и не отличаютс€ новизной, но представл€ют интерес, так как фиксируют степень сохранени€ пасхальных традиций и ритуалов в наши дни в одном из сельских районов ѕсковского кра€.



Ќ.ћ.  очукова (—ѕб√”)
ѕоминально-погребальный
комплекс обр€дов у населени€
—ебежского района.


ћатериал по теме доклада был собран в ходе полевых исследований 2000 г. среди русского населени€ деревень √лембочинской вол. —ебежского р-на ѕсковской обл. ѕо результатам экспедиции, удалось составить целостное представление о погребально-поминальном комплексе.
ѕо словам информантов, смерть могут предвещать сны либо скрип и потрескивание матицы над кроватью человека.
ѕоследнее информанты св€зывают с представлением о том, что "домовой предчувствует приближение смерти".

—тарики заранее приобретали гроб, который хранили на чердаке дома, собирали одежду "на смерть". ѕоследнее сохран€етс€ и в насто€щее врем€. ¬ воспоминани€х информантов в качестве погребальной одежды фигурирует саван. ќдежда "на смерть" или ее детали прошивалась особым швом с пр€мыми ст€жками без узлов, что св€зано с представлением о дороге, которой идет душа умершего.
—охранилось воспоминание о том, что еще в первой четверти XX в. практически в каждой деревни женщины знали плачи.

ќбмывать и оплакивать покойного должны были чужие, например соседи, что сохран€етс€ до насто€щего времени. ¬оду затем выплескивали на землю в том месте, где никто не ходит. “ело клали "на кут", т.е. в угол, головой к иконам, в изголовье или в ногах ставили свечи. ¬ ногах расстилали льн€ной платок, на который складывали деньги на поминки. Ќа забор или на окно с внешней стороны хаты вешали чистое льн€ное полотенце, которое висело до третьего, в некоторых деревн€х до дев€того дн€ с момента смерти. Ёто св€зано с представлением о душе человека, котора€ в этот период еще находитс€ в мире живых, собирает свои грехи и "утираетс€ от них полотенцем". ѕо словам информантов, в этот период душа навещает родственников, прощаетс€ с ними. ѕриглашали св€щенника, покойного отпевали.

’оронили на третий день после смерти. ≈сли среди присутствующих была беременна€ женщина, то она должна была выйти из хаты перед тем, как вынесут гроб. »ногда гроб проносили над головами маленьких детей, тем самым благословл€€ их. ѕосле выноса тела оставшиес€ в хате родственники мыли полы и лавки, на которых сто€л гроб. ¬оду выливали за территорией двора - туда, "где никто не ходит". ѕосле этого собирали поминальный стол. ѕоминальный стол об€зательно включал в себ€ такие блюда как куть€, клюквенный кисель и комы, приготовленные особым образом.

ѕо пути на кладбище на дорогу бросали еловые лапы, "чтобы указать путь покойному". ¬ могилу бросали мелкие медные монеты. ѕосле похорон кто-либо из родственников должен был собрать ветви и сжечь, в противном случае "душа может не успокоитс€".

—амоубийц, утопленников и опойцев раньше хоронили за оградой кладбища, не отпева€. ѕо рассказам информантов, покончивших с собой следует хоронить на месте самоубийства. ¬ насто€щее врем€ данна€ традици€ утрачена полностью.  олдунов и ведьм хоронили на отдельном кладбище за д. —теймаки. Ёто место пользуетс€ дурной славой по сей день. ѕоминают на третий, дев€тый и сороковой дни и год со дн€ смерти. «атем - в поминальные дни календарного цикла: –адуница, “роица и др., а так же в день смерти. ѕоминки третьего, дев€того и сорокового дн€ организовывали на деньги, приносимые теми, кто приходил прощатьс€ с покойным.

“аким образом, собранный в ходе экспедиции материал дает подробное представление о поминально-погребальной традиции у населени€ деревень √лембочинской вол. —ебежского р-на, и шире - юга ѕсковщины, где она до сих пор не была вы€влена.



Ћ.ј. Ћекарева, Ћ.Ѕ.  узьмина,
ќ. ‘омина (ѕ√ѕ», ѕќ÷–ќЎ)

Ќародные представлени€ о магии
и колдовстве в —ебежском районе
ѕсковской области (по материалам
экспедиции "»стоки" 2000 г.).


¬ народе издавна существовала вера в то, что некоторые люди наделены от природы сверхъестественными способност€ми. “аких людей почитали, иногда даже бо€лись, так как они воспринимались в народном сознании как св€зующее звено между человеком и миром сверхъестественных сил. ћногие необъ€снимые €влени€ люди причисл€ли к нечистой силе, колдовству. Ётнографические работы в —ебежском р-не ѕсковской обл. дали материал дл€ характеристики подобных представлений. Ѕыло установлено, что до насто€щего времени продолжает бытовать вера в то, что некоторые люди наделены сверхъестественными способност€ми исцел€ть, приносить счастье, помогать при сглазе. Ётих люде себежане называют знахарь, бабка, шептун, чаровник, мудрец.

«нахар€ми в —ебежском р-не называют тех, кто исцел€ет людей и животных при помощи трав, приносит счастье. Ѕытует представление о том, что знахари примен€ют лечение водой ("” мин€ ¬ал€ дочка магла умиреть, сказала, што зделана ей; три раза хадили - мылась и адбросила, кругом хаты брызгала, к знахарю хадила); владеют гипнозом ("√ипнозам абладали: смотрит в лису на змиину - ана каминеит"); могут помочь не только люд€м, но и скотине ("есть такии знахари: у каво карова забалеит, хадили - у них трава кака€-та, каришки заваривали").

Ўептуны не используют ни трав, ни лекарств. ќни лечат, как говор€т жители —ебежского р-на, молитвой ("загаваривали - шыптуны - ат укуса гада, шыптуны малитву скажуть"). Ўептун, по поверь€м, не св€зан с нечистой силой и наделен способност€ми от Ѕога.

Ѕабка - общерусское название женщины, способной лечить людей. ѕо поверь€м жителей —ебежского района, бабка в большинстве случаев могла исцел€ть, помогать люд€м с помощью трав и заговоров. Ѕабка могла помочь и скоту ("адна женшина фстретилаь и толка сказала: "” вас хароша€ карова", глас нихарошый [у нее] - пришлос па бапкам хадит"). ќднако бытует и представление о том, что бабка могла не только исцелить, сн€ть порчу - отделать, очаровать, - но и навести порчу - сделать. ¬ этом значении слово "бабка" стоит в синонимичном р€ду с наименованием колдунь€ и местным диалектным названием женщины, занимающейс€ колдовством, - чаровница.

¬прочем, были те, которые могут навести сглаз, порчу, сделать так, чтобы заболела скотина. “аких людей называют колдун, колдунь€, чаровник, чаровница, мудрец.
Ётих людей можно отнести и к доброй, и к злой силе (" аму што; забалеит - калдуны [лечили] и мушыны и женшины; вс€во магли: магли харошыва; на каво нидавольны,то прин€суть врет").  олдун скорее литературный термин, в —ебежском р-не его народным синонимом €вл€етс€ более распространенные чаровник и мудрец.
¬ бытовании существительного чаровник на территории —ебежского р-на сказалась близость Ѕелоруссии, так как именно там чаровник €вл€етс€ литературным названием человека, занимающегос€ колдовством.

ѕо поверь€м жителей —ебежского р-на, колдуны обладали способностью подавл€ть человеческую волю ("он мог заставит на четвиреньках пайтии пат сваю дутку"). ќни могли превращатьс€ в животных (змею, кошку и др.) и приносить вред скотине, выдаива€ молоко ("ничыста€ сила - эта калдунь€ - делала гадости: одна женшына варавала у каровы: малако выдаивала, видили кошку набили, а на следуюшый день видили женшыну набитую"; "выпалс ис хлева страшный, агромный змей - эта злой чыловек; так [мог] зделайти: скатину загонит, скатину ударит").  олдун мог превратитьс€ в вихрь, столб воздуха ("¬ –оссах навирху кладбише в низины церкафь, [там] дарога праходила, са школы хадили и нас фстричали взрослыи; гаварили, што ничыста€ сила: тетка ехала ис —ебижа вечыром, лошать фстает на дыбы и за деривам вьюн какой-та нечыста€ сила, мудрец какой-та был, клубок виртелса вьюном и за деривам праталс- эту церкаф разабрали"). ¬ред скотине колдуны наносили, закапыва€ что-то во дворе дома (калдуны - делали скатины что-та такои: скот ни волс€, балел, ва дваре закапывали, дажы никак дамой ни шла"). ѕротивосто€ть колдуну мог только более сильный колдун.  олдуны передавали свои способности по наследству ("если матка чаравница, та и дочка начывшы делать на природы"). —реди жителей —ебежского р-на бытует представление о том, что колдун т€жело умирает, особенно если он не передал никому своих магических способностей, и, чтобы облегчить им страдани€, нужно вынуть доску из потолка. Ёта традици€ св€зана с народными представлени€ми о чердаке и подвале как пут€х в "иной", потусторонний мир темных сил. ѕо поверь€м себежан, защитой от колдунов могла служить трава (зверобой, васильки), собранна€ в »ванов день: ("прит »ваном рвуть звирабой, паложит васильки таки€ синии, штоп чиравники ни хадили").

ќчевидно, что, несмотр€ на современную осведомленность людей в науке и широкое распространение научных знаний, в народе еще устойчиво сохран€ютс€ представлени€ о магии и колдовстве, о сверхъестественных способност€х, которыми может быть наделен человек и раскрыть природу которых еще предстоит.



Ћ.ј. Ћекарева, “.Ѕ  узьмина.,
—. ‘ешкова (ѕ√ѕ», ѕќ÷–ќЎ)

“анцы —ебежского района
ѕсковской области (по материалам
экспедиции "»стоки" 2000 г.).


ћатериал дл€ сообщени€ собран у коренных жителей —ебежского р-на ѕсковской обл. во врем€ III псковской областной детской краеведческой экспедиции "»стоки".

¬о врем€ бесед с ними была получена информаци€ о танцевальных традици€х в крае, в том числе как о давно и широко известных танцах, так и о бытующих только в данной местности. ќбщеизвестные танцы, которые исполн€лись в —ебежском р-не: вальс, полька, краков€к, €блочко, цыганочка, барын€.

¬альс себежане танцевали традиционно ("вальс - медлинный, ф паре, па кругу, абычна гармонь играла, ба€н"), медленно, полька была более динамичным танцем. ∆ители некоторых деревень —ебежского р-на рассказывали, что дл€ польки "нужен лЄхкий чилавек: паринь выбираит ни ту, катора нравитца, а хто лехчы: надо, штоп литала, толька кружытца влева и фправа пад музыку. ¬ —ебежском р-не еще существует такое выражение - ходить польку означающее "исполн€ть танец польку".

 раков€к в —ебежском р-не исполн€етс€ под припевку ("краков€к: русский, немиц и пал€к танцывали кракав€к"). Ѕарын€ - танец, известный всем восточным слав€нам (русска€, казак, казачок; украинский гопак), он имеет огромное количество названий, св€занных с песн€ми, под которые его исполн€ют, а отчасти и с характером самого танца. Ётот танец состоит из довольно однообразных па, однако он предоставл€ет большие возможности дл€ индивидуального творчества.
"Ѕарын€" - одиночный танец ("барын€ - как русский: адин топаеш нагами и выкручиваеш").
ѕроисхождение наименовани€ танца цыганочка неизвестно. ¬ —ебежском р-не зафиксировано такое описание танца: "÷ыганочку танцывали поадиночку, чычотку выбивали".
яблочко традиционно был одиночным танцем, но в —ебежском р-не этот танец был парным и исполн€лс€ под припевку: "яблачка, куда котишьс€, пайдешь - ни варотишс€"; ни быстрый пириходут и кружаца".

“анцами, характерными дл€ —ебежского р-на можно считать подыспань, лобанок, зелена€ роща, золотые горы, подустеп, козел, коробочка.
 оробочка, коробушка - местные названи€ танца, который исполн€етс€ под русскую народную песню. ќт песни произошло и название танца.
Ћобанок был широко распространен и особенно часто исполн€ем. Ёто сложный парный танец, со множеством колен, количество танцующих пар могло быть неограниченным, но чаще всего танцевало шесть пар.
«елена€ роща - местное название парного медленного, похожего на вальс танца. Ќазвание танца произошло от песни, под которую его исполн€ли.
«олотые горы - еще один местный парный медленный танец. Ќазвание танца также произошло от песни, под которую он исполн€лс€.

ƒва танца, попул€рных в –оссии в первой половине XX в., по мнению местных жителей, исполн€ютс€ на "западный манер": ѕадусстеп и ѕадуспань.
Ўироко распространен и шуточный народный танец, который в —ебежском районе называют козел, козелок. Ќазвание танца произошло от припевки.

–епертуар танцев, известных жител€м района, свидетельствует о существовании в крае развитой танцевальной культуры, изучение которой может стать специальной темой дл€ специалистов в области народной хореографии.



≈.ё. ‘ирсов (—ѕб√”)
–ынок спиртного в контексте
деревенского сообщества .


Ќормы рыночной экономики, проника€ в современную деревню, порой искажаютс€ под действием специфических местных общественных отношений. Ёти искажени€ сказываютс€ особенно сильно в тех секторах рынка, в нормальном функционировании которых заинтересованы не отдельные члены деревенского социума, а сообщество в целом. ќдним из них €вл€етс€ рынок спиртного.
—ообщение основываетс€ на наблюдени€х, сделанных в д. √лембочино —ебежского р-на ѕсковской обл., где автор работал в составе этнографической экспедиции летом 2000 г.

¬ насто€щее врем€ цена 0,5 литровой бутылки водки в сельском магазине слишком велика (44 рубл€) и потому совершенно неприемлема дл€ подавл€ющего большинства местного населени€. —пиртное покупаетс€, главным образом, на подпольном рынке, дол€ которого в общем обороте алкогольной продукции в деревне составл€ет, по нашим оценкам, более 90 % (легальный алкоголь люди покупают только в случае острого дефицита на неофициальном рынке).

—пиртное покупают на "точках" - в частных домах. –азличаютс€ "посто€нные" "точки" (на них спиртное продаетс€ почти всегда) и "временные" (спиртное по€вл€етс€ на "точке" спорадически небольшими парти€ми, продаетс€, а затем некоторое врем€ "точка" не функционирует). “акже различаютс€ "самогонные" (продукци€ изготавливаетс€ кустарным способом: сырьем служит сахар и дрожжи, из которых изготавливают брагу дл€ последующей перегонки) "точки" и "водочные" (сырье дл€ продукции - этиловый спирт - привоз€т на "точку" извне, а продавец только разводит спирт водой и разливает в бутылки). ѕосто€нных "точек" в деревне 5-6: 2-3 самогонные и 2-3 водочные.

 ачество самогона, по словам потребителей, значительно выше, чем самодельной водки, которую покупают скорее вынужденно, в случае дефицита самогона.
¬ладельцы посто€нных "точек" составл€ют экономическую элиту местного общества, так как они чаще всего пьют мало - "точка", открыта€ сильно пьющими людьми обычно долго не функционирует.

—ильна€ смешанность - этническа€ и по происхождению - местного населени€ накладывает еще одно ограничение на личность хоз€ина "точки": им едва ли может стать недавний (с конца 1980-х годов) переселенец (часто нерусский) - необходимым дл€ продавца спиртного качеством €вл€етс€ высокий статус в местном обществе, определ€ющийс€ в большей степени сроком проживани€ и общественным положением, чем состо€тельностью человека. “орговл€ спиртным - это работа со специфическими клиентами, поведение которых может регулироватьс€ нередко только неформальными нормами. „еловек, до конца не инкорпорировавшийс€ в местное общество, оказываетс€ беззащитным перед неадекватным поведением клиента. ќборот посто€нной "точки" - как водочной, так и самогонной - составл€ет примерно 80 бутылок в мес€ц. Ётот объем €вл€етс€ стандартным уже долгое врем€.

ќписыва€ экономический аспект функционировани€ системы, следует отметить принципиальную разницу между методиками ценообразовани€ в самогонном и водочном сегментах рынка. ≈сли цена водки устанавливаетс€ в св€зи с объективными факторами: ценой привезенного сырь€ - 55 руб. за 1 л спирта (0,5 литра водки - 11 руб.) и наценкой продавца (примерно 80 %), то стоимость самогона жестко прив€зана к цене водки и совсем не зависит от цены сырь€ (цена не мен€етс€ даже во врем€ периодических сезонных подорожаний сахара); она составл€ет сейчас те же 20 руб. за бутылку, что и несколько лет тому назад. “аким образом, единственным фактором, определ€ющим сейчас цену спиртного в деревне, €вл€етс€ цена поставл€емого на водочные точки этилового спирта.

»нформанты объ€сн€ют это историческими обсто€тельствами. јктивное самогоноварение в сегодн€шних его масштабах возникло относительно недавно (4-5 лет назад), когда в результате таможенной войны удалось перекрыть каналы поставки нелегального спиртного из Ѕелоруссии в –оссию. »з Ѕелоруссии тогда перестали на врем€ завозить фальшивую водку на деревенские "точки", каналы поставки российского спирта еще не были установлены, и некоторые деревенские производители, выгон€вшие ранее самогон дл€ собственных целей (потребление, оплата сельскохоз€йственных работ и т.д.), в услови€х острого дефицита спиртного начали работать на рынок. »менно с этого времени цена самогона стала прив€зыватьс€ к цене нелегальной водки. —охранившиес€ временные самогонные "точки" функционируют по старому принципу продажи излишков произведенной продукции.

“ака€ методика ценообразовани€ необычна дл€ экономики д. √лембочино, котора€ может быть охарактеризована в целом как рыночна€: производ€ более качественную продукцию, дефицит которой посто€нно ощущаетс€ в деревне и, затрачива€ при этом несравнимо большие усили€, владельцы самогонной "точки" довольствуютс€ доходом с бутылки, лишь в 1,4 раза превышающим доход водочного торговца.  роме того, исследованный рынок спиртного характеризуетс€ отсутствием ценовой конкуренции: гипотетическое снижение цены на одной из "точек" привело бы не к росту ее оборота, а к снижению цены на "точках"-конкурентах при сохранении объема потреблени€.

»сследованный рынок контролируетс€ снизу: после р€да отравлений продукцией одной из "точек" несколько лет назад потребители угрозами в адрес продавца добились улучшени€ качества спиртного.

“аким образом, анализ сложившегос€ в д. √лембочино рынка спиртного, составл€ющего одну из доминант местной экономики, помогает в понимании этнического, экономического и правового менталитета современных жителей деревни. ѕотребность в бесперебойном снабжении недорогим спиртным вызвала к жизни общественные механизмы, призванные обеспечить стабильное функционирование рынка. ѕродавцы и производители спиртного в св€зи с этим выступают не столько свободными предпринимател€ми, сколько нан€тыми деревенским обществом и завис€щими от него агентами.



Ќ.ћ. –оскош (—ѕб√”)
Ќародна€ педагогика сельского
населени€ —ебежского района
ѕсковской области.


¬ июле 2000 г. в ѕсковской обл. —ебежского р-на √лембочинской вол. была собрана информаци€ об особенност€х жизни, рождени€ и воспитани€ детей, культовых и обр€довых действах, св€занных с детьми.

¬ старой себежской деревне придавалось большое значение родильно-крестильным обр€дам. ¬ роддоме женщины стали рожать только в 1930-е гг. ƒо этого женщинам приходилось рожать дома, а нередко пр€мо в поле во врем€ работ. ѕомогать при родах обычно звали свекровь, а в некоторых деревн€х - бабку-повитуху. „ерез 2-3 дн€ после родов замужние женщины шли навестить молодую мать - родиху. Ётот обычай называетс€ идти в наведы, в отведки или в проведы. ѕо рассказам информанток, незамужней девушке нельз€ было ходить в наведы, т.к. тогда она не выйдет замуж.

 рестить ребенка старались через 2-3 недели. ≈сли он родилс€ слабым, то крестили сразу после рождени€. ¬ советское врем€ крестить ездили в Ѕелоруссию или в —ебеж, домой к св€щеннику, иногда дл€ крещени€ приглашались пожилые женщины из своей деревни.

ƒети в кресть€нской среде раздел€лись на следующие возрастные группы:
- от рождени€ до 5-6 лет (мальчин€та и девчата);
- oт 6 до 12 лет (пушабелки);
- от 12 лет и старше (девки и мальцы).

ѕерва€ возраста€ группа непосредственно св€зана с семьей. –ебенок в этом возрасте имел наибольшую свободу, но уже получал первые поручени€: - подмести пол, убрать кровать, загнать кур в кур€тник и т.д. ƒети второй возрастной группы уже должны были сидеть с младшими брать€ми и сестрами, ходить в лес, помогать в огороде, с 7-9 лет работать подпаскми. — 7-8 лет об€зательно посещали школу. ѕоскольку школы были не во всех деревн€х, дети из других деревень могли проживать при школе в интернате. ¬ д. √лембочино существовал с 1945 по 1976 г. детский дом. «десь жили посто€нно и обучались дети-сироты, а также дети из неблагополучных семей.

”же с 12-летнего возраста детей учили пахать, косить, с 15 лет могли отправить в колхоз доить коров. ¬ ходе экспедиции вы€вленное различие в подходах к воспитанию "довоенных" и "послевоенных" детей. ќбостренное чувство долга, патриотизма и взаимопомощи €рко про€вилось в системе поощрений послевоенных детей. «а оказание пионерами и комсомольцами помощи инвалидам и участникам ¬еликой ќтечественной войны, добросовестное отношение к труду дети поощр€лись благодарностью на школьных собрани€х и т.п.

«начительное место во врем€препровождении детей занимали игры: кукушка, блейки, попрыгушка, лапта, косынки, пр€тки, жмурки и др. ƒети с 12 лет больше времени проводили на улице в играх со сверстниками, чем дома с семьей.

¬ результате опросов был собран материал, дополн€ющий уже существующие данные о народной педагогике. ѕодтверждаетс€ уже существующий в науке вывод, что социально-экономические изменени€ в стране отражаютс€ на всей системе и методах воспитани€ новых поколений.



eXit-CRM
–Ч–∞–њ—А–Њ—И–µ–љ–љ–∞—П —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞